Почему ребенок не делится игрушками и почему об этом следует беспокоиться только после трех лет.
Дело в том, что у малыша пока еще другие ценности. Его мировосприятие еще сильно отличается от взрослого и даже от того, что помнит взрослый о себе в детстве. Игровая активность ребенка развивается постепенно от овладения своим телом («находит» и рассматривает руки) через манипулирование предметами (перебирает кубики, просовывает предметы в отверстия) к простым сюжетным играм (укладывает куклу, везет машинку). И эта игровая активность еще не требует присутствия другого ребенка. Для простых сюжетных игр не нужен сверстник. Наоборот, присутствие сверстника – это угроза, ведь он может забрать игрушку и тем самым испортить игру.
Дети в возрасте до 3 лет могут замечательно играть рядом друг с другом, пока нет конфликта интересов (понравилась одна и та же игрушка), и эта деятельность создает у взрослых обманчивое впечатление СОВМЕСТНОЙ игры. Однако, это не так. Это игра РЯДОМ, но не вместе. И в этот период ребенку еще бесполезно рассказывать про радости дружбы и игры вместе. Можно лишь снизить накал страстей, не беря на прогулки и в гости самые любимые игрушки – так ребенок будет меньше переживать, когда другой малыш заинтересуется его игрушкой.
Стыдить малыша за жадность тоже бесполезно – он еще не в состоянии понять чувств другого человека. Его нужно этому учить: «Посмотри, девочка расстроилась. Она тоже хочет поиграть твоей формочкой. Она плачет. У нее слезы. Ей грустно, потому что у нее нет такой формочки как у тебя, было бы замечательно если бы ты дал ей немножко поиграть со своей формочкой».
Дальше нужно действовать в зависимости от того, захочет ли делиться ваш ребенок. Если захочет, ситуация разрешилась. В этом случае нужно обязательно похвалить малыша за его доброту и щедрость: «Смотри, как малышка обрадовалась. Теперь она улыбается, радуется. Когда она поиграет, она обязательно отдаст тебе твою формочку». Если ребенок так и не захотел делиться, не настаивайте. Скажите, что он может и не давать игрушку, если ему не хочется. Пусть это будет его выбор.
Ваша задача – обращать внимание ребенка на последствия его поступков, на чувства, возникающие у других людей, на их действия по отношению к нему в настоящий момент и в дальнейшем. В следующий раз другой ребенок тоже может не захотеть делиться, и тогда уместно будет малышу посочувствовать, но напомнить, как было дело, когда не делился он: тот ребенок себя чувствовал так же, как он сейчас. Так малыш будет постепенно осваивать мир человеческих отношений через опыт и ваше отражение того, что происходит. Ведь дети не рождаются с запасом знаний ни о предметном мире, ни об отношениях между людьми.
Ближе к 3 годам (приблизительно в 2,5 года) дети уже начинают интересоваться игрой именно с другим ребенком, начинают значительно охотнее передавать игрушки друг другу (например, в организованной взрослыми игре в магазин). Так играть они могут достаточно долго, но при значительной поддержке со стороны взрослых. И вот в этот период уже будет уместным напоминать ребенку о хороших впечатлениях от совместной игры, обращаться к положительному опыту, когда ребенок решает вопрос делиться или нет.
Но в любом случае, стоит помнить, что интерес к совместным играм еще не стойкий, и это больше маме нужно научить малыша играть вместе. Ему эти выгоды от совместных игр еще неочевидны – слишком мал опыт. Так, по мере накопления хороших впечатлений от игр с другими детьми, у ребенка растет интерес к ним и, соответственно, мотивация делиться игрушками, чтобы игра состоялась. И проявлений «жадности» становится все меньше.
Дело в том, что у малыша пока еще другие ценности. Его мировосприятие еще сильно отличается от взрослого и даже от того, что помнит взрослый о себе в детстве. Игровая активность ребенка развивается постепенно от овладения своим телом («находит» и рассматривает руки) через манипулирование предметами (перебирает кубики, просовывает предметы в отверстия) к простым сюжетным играм (укладывает куклу, везет машинку). И эта игровая активность еще не требует присутствия другого ребенка. Для простых сюжетных игр не нужен сверстник. Наоборот, присутствие сверстника – это угроза, ведь он может забрать игрушку и тем самым испортить игру.
Дети в возрасте до 3 лет могут замечательно играть рядом друг с другом, пока нет конфликта интересов (понравилась одна и та же игрушка), и эта деятельность создает у взрослых обманчивое впечатление СОВМЕСТНОЙ игры. Однако, это не так. Это игра РЯДОМ, но не вместе. И в этот период ребенку еще бесполезно рассказывать про радости дружбы и игры вместе. Можно лишь снизить накал страстей, не беря на прогулки и в гости самые любимые игрушки – так ребенок будет меньше переживать, когда другой малыш заинтересуется его игрушкой.
Стыдить малыша за жадность тоже бесполезно – он еще не в состоянии понять чувств другого человека. Его нужно этому учить: «Посмотри, девочка расстроилась. Она тоже хочет поиграть твоей формочкой. Она плачет. У нее слезы. Ей грустно, потому что у нее нет такой формочки как у тебя, было бы замечательно если бы ты дал ей немножко поиграть со своей формочкой».
Дальше нужно действовать в зависимости от того, захочет ли делиться ваш ребенок. Если захочет, ситуация разрешилась. В этом случае нужно обязательно похвалить малыша за его доброту и щедрость: «Смотри, как малышка обрадовалась. Теперь она улыбается, радуется. Когда она поиграет, она обязательно отдаст тебе твою формочку». Если ребенок так и не захотел делиться, не настаивайте. Скажите, что он может и не давать игрушку, если ему не хочется. Пусть это будет его выбор.
Ваша задача – обращать внимание ребенка на последствия его поступков, на чувства, возникающие у других людей, на их действия по отношению к нему в настоящий момент и в дальнейшем. В следующий раз другой ребенок тоже может не захотеть делиться, и тогда уместно будет малышу посочувствовать, но напомнить, как было дело, когда не делился он: тот ребенок себя чувствовал так же, как он сейчас. Так малыш будет постепенно осваивать мир человеческих отношений через опыт и ваше отражение того, что происходит. Ведь дети не рождаются с запасом знаний ни о предметном мире, ни об отношениях между людьми.
Ближе к 3 годам (приблизительно в 2,5 года) дети уже начинают интересоваться игрой именно с другим ребенком, начинают значительно охотнее передавать игрушки друг другу (например, в организованной взрослыми игре в магазин). Так играть они могут достаточно долго, но при значительной поддержке со стороны взрослых. И вот в этот период уже будет уместным напоминать ребенку о хороших впечатлениях от совместной игры, обращаться к положительному опыту, когда ребенок решает вопрос делиться или нет.
Но в любом случае, стоит помнить, что интерес к совместным играм еще не стойкий, и это больше маме нужно научить малыша играть вместе. Ему эти выгоды от совместных игр еще неочевидны – слишком мал опыт. Так, по мере накопления хороших впечатлений от игр с другими детьми, у ребенка растет интерес к ним и, соответственно, мотивация делиться игрушками, чтобы игра состоялась. И проявлений «жадности» становится все меньше.
источник vk.com